Российским студентам будут предоставлять академотпуска для работы над стартапами

Соответствующие методические рекомендации ВУЗам предоставлены Министерством образования РФ.

На самом деле в реализации именно студенческих стартапов есть несколько проблем. Молодость самих начинающих предпринимателей и отсутствие у них предпринимательского опыта не самая главная из них.

Стартапы – это не только идея, это еще и реализация, деньги, команда, упаковка, пилотирование, монетизация. Это долгий и сложный процесс, с которым студентам в одиночку не справиться. И здесь может помочь создание полноценных кафедр «технологического предпринимательства» в профильных учебных заведениях.

Есть еще проблема «неверия в себя». Для полной реализации идеи и вывода ее в статус стартапа нужны многие компетенции и уверенность в собственных силах, которой, зачастую, не хватает нашим (и не только нашим) студентам. С моей точки зрения, эту проблему можно решать с помощью информирования студентов, создания специальных сервисов, с помощью которых можно так же собирать команду, привлекать инвестиции, тестировать идеи.

Есть и проблема нехватки времени. Главная задача студента – учиться. Большая загруженность может не позволить полноценно работать над стартапом. И перед студентами встает вопрос: «учиться дальше, или заниматься бизнесом?» Именно поэтому у нас критически мало университетских стартапов. То есть, возможно, мысль стать инноватором и зарождается на студенческой скамье, но реализуется гораздо позднее, после окончания ВУЗа и работы на кого-то. Для справки, в России средний возраст стартапов 36 лет, а по миру более 40 лет. Но ведь в наше время скоростей, многие стартапы могут просто потерять свою актуальность за это время.

Возможность уходить в академотпуска студентам-инноваторам для работы над стартапами может помочь решить проблему выбора между бизнесом и учебой. В рекомендациях Минобрнауки отмечено, что в ряде случаев студент не может одновременно осваивать образовательную программу и развивать университетский стартап: проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы, готовить документы для привлечения финансирования и выполнять другую работу по созданию и коммерциализации продукта. В такой ситуации студент сможет получить академический отпуск сроком до двух лет.

Не могу не согласиться с замминистра образования России Андреем Омельчуком, который сказал: «Новые рекомендации станут дополнительным стимулом для появления и развития технологических стартапов в российских вузах. Уже сейчас молодые люди активно разрабатывают передовые конкурентоспособные решения в различных отраслях экономики. Возможность взять академический отпуск позволит студентам, заинтересованным в предпринимательской деятельности, реализовать свои проекты без ущерба для учебного процесса. Уверен, что вузы положительно отреагируют на нашу инициативу и примут у себя соответствующие нормативные акты».

И рад что инициативу министерства поддерживают в Государственной думе. Однако решение проблем университетских стартапов и «омоложение» инноваторов требует комплексного и системного подхода. И здесь недостаточно желания только министерства, необходимо подключать к работе образовательные учреждения, коммерческие предприятия и концерны, которые заинтересованы и в стартапах и в качественных кадрах. Необходимо проводить разъяснительную работу и с ВУЗами и со студентами.

Но уже сейчас есть разъяснения, как студенту-инноватору получить академический отпуск. Коротко: необходимо подать заявление с описанием созданного, или вновь создаваемого (важно) стартапа. Указать его цели и задачи, планируемый состав учредителей, описание продукта (технологии или услуги), а также структуру финансирования и корпоративного управления. Или приложить к заявлению стартап-проект.

Это, безусловно, хорошая инициатива, и она реально может помочь в развитии инновационного предпринимательства в России. Но думаю останавливаться на достигнутом не нужно.