Итоги глобального исхода брендов из России
08 12 2022

Итоги глобального исхода брендов из России

Ну или их ребрендинг, что по итогу случится с потребительскими предпочтениями жителей нашей страны? И выбором товаров для них. Попытался разобраться на самых ярких примерах.

Большинство иностранных брендов, принимая решение о полном уходе с российского рынка, руководствуются не только политическими причинами, но и чисто экономическими. Это и проблемы с логистикой (многие контейнерные линии перестали работать с Россией) и проблемы в расчетах с западными контрагентами. И идеологические – западные бренды делают выбор между потребителями из «недружественных стран» и нашими потребителями.

Икеа одной из первых заявила об уходе из России. Здесь конечно не приходится говорить о влиянии решения компании на потребителей. Им, потребителям, просто не оставили выбора. С другой стороны, пример показателен тем, что «отряд не заметил потери бойца». Hoff (ближайший конкурент шведов) нарастил свои объемы на рекордные 42%. И сделал он это не только из-за ухода Икеи, но и из-за правильных решений менеджеров. Рекламные вложения в Hoff увеличили в полтора раза в тот период, когда другие в разы сокращают.

Если говорить о других брендах, которые прошли или скоро пройдут через переименование, а самые громкие здесь это Макдонолдс, который стал «Вкусно и точка», и в скором времени все ждут переименования KFC в Ростикс, тут потребитель вряд ли увидит разницу и отвернется от бренда. Во-первых, и в первом и во втором случае это изначально иностранные бренды. Они сделали свое состояние и имя не в России, сюда же они инвестировали деньги и создавали рабочие места. Во- вторых, думаю что качество продукции сохранится, по крайней мере первое время.

Про одно из самых брендозависимых направление – торговлю одеждой, обувью и аксессуарами, говорить сложно. Многие известные бренды заявили о своем уходе, более того хайпят на ущемлении прав российских потребителей за границей. Так CHANEL ограничил продажу своей продукции нашим согражданам за границей. Но так ведут себя далеко не все бренды, так что выбор для потребителя остается. Если говорить о массовом рынке, то здесь есть и наши производства и дизайнеры, которые, конечно, могут не справиться с объемом на первом этапе. Но эту ситуацию можно выправить, особенно при государственной поддержке. Тем более, что с сырьем проблемы маловероятны, очень большое количество, например, текстиля поставляют на мировые рынки Индия и Турция, оборудование – Китай.

Сложнее дела обстоят в автомобилестроении и в электронике. Здесь также уже многие ушли, а многие заявили что уходят. Причем речь даже не о покупке новых машин, бытовой техники и электроники. В конце концов, остается Корея, Турция, ну и наше все – Китай. Но что делать с гарантийным и постпродажным обслуживанием, без которого вероятно останутся потребители продукции тех брендов, которые ушли?

Пока, насколько видно из СМИ, потребители не очень переживают из-за «глобального исхода брендов», они ищут и находят им замену. И конечно, в дальнейшем будут сложности, при такой ситуации без них не обойтись. Но здесь я считаю нужно больше внимания уделять импортонезависимости, потому что сейчас это ассоциируется в основном с АПК (агропромышленный комплекс) и с IT-отраслью. Уверен, что этот круг надо расширять, причем активно.