
Реинкарнация псевдо-брендов, или откуда так быстро появляются новые «российские бренды»
Никого не обвиняю, просто разбираю ситуацию.
А натолкнул меня на это пост явно рекламного характера, про «Один из ярких примеров успешного импортозамещения в 2022 г. – тюменский бренд беспроводных наушников CGPods». В прочем, об этом позже.
Кто застал конец девяностых и начало нулевых, помнят большое количество новых брендов на нашем рынке. Особенно много их было в мелкой бытовой технике, она проще в производстве и там выше маржа. Есть, кончено, истории, когда в офисах оптовых компаний по продаже электроники собирали, якобы, телевизоры Philips (себестоимость 50 долларов, продажа 250 долларов, при обычной марже на телевизорах 20-25% в то время, было о чем задуматься).
Так вот, вдруг одномоментно стали появляться всякие скарлеты, витьки, эленберги, и чуть позже Bork, но они пошли иным путем. Почти одинаковые предметы, стоят почти одинаково и разница лишь в маркетинге, ну и в качестве. Для справки: в Гуанчжоу в те времена, производство простого электрического чайника стоило от 5 до 20 долларов. И кто-то заказывал уже совсем «труху» дешево и выбраковывал по 20-30%, а иногда и больше, кто-то, кто по умнее, платил больше. Но согласитесь, при таком разбросе цен, соблазн велик.
Казалось бы, что плохого, что кто-то вложился в бренд, в маркетинг, нашел производителей в Китае и начал поставлять все это в Россию? Таможенные сборы и пошлины они оплачивали, сертификацию проходили, законов не нарушали. Да и известно много случаев, когда известные бренды, такие как Bosch или Electrolux, открывали свои производства в КНР и поставляли продукцию под своим именем по всему миру. Да, но есть «но», это их производства, их технологии, разработки, оборудование и, что самое важное, их контроль качества. А молодые «российские» бренды, в основном, вкладывались в маркетинг, относительно дешевый у нас. И кто может гарантировать, что молодой удачливый предприниматель в какой-то момент не захочет заработать пару-тройку лишних долларов с чайника.
Пожалуй, самым ярким исключением стал Bork. Они заходили на этот рынок чуть ли не последними и избрали совершенно другую стратегию. Они сразу обозначили себя как очень дорогую элитную марку, не имея в тот момент никаких прав. И стали делать очень качественный «фирменный» маркетинг. Уже потом пошли вложения в дизайн, в технологии, и сейчас все, кто посещает магазины бытовой техники, может убедиться, что Bork стоит дороже, чем самые раскрученные европейские аналоги. И, кстати, качество там хорошее.
Так, вернемся к «изобретению» тюменского предпринимателя Вадима Бокова CGPods. Все в том же рекламном посту написано, что они «составляют лобовую конкуренцию Huawei, Sony, JBL и даже Apple», а еще они влагостойкие и стоят дешево. Ну, на самом деле 4500 рублей это не так уж и дешево для дешевых наушников, китайский ноунейм с теми же параметрами стоит намного дешевле. А потом, в сети есть и негативные отзывы. Авторитетное издание VC заявляет: «самый главный недостаток — наушники ни капельки не оригинальные. Точно такие же «уши», с точно таким же кейсом и начинкой можно заказать на китайских площадках в 2-3 раза дешевле, что, согласитесь, никак не вяжется со словами Бокова об уникальности его продукта».
Так что мой совет потребителям, перед тем как покупать продукцию бренда, о котором вы услышали лишь вчера, изучите ситуацию, почитайте отзывы и интернет вам в помощь.
И мой совет молодым предпринимателям. Те времена, когда можно было сделать бизнес исключительно на понтах (зачеркнуто) на маркетинге уже прошли. Современный российский потребитель стал грамотнее и разборчивее, его так просто не обмануть. Так что при разработке стратегии развития своего бизнеса лучше пойти по более сложному и долгому пути – разработка или инвестирование в инновации, а потом производство и марка.
К сожалению, у нас пока нет эффективных институтов поддержки инноваторов, которые могли бы поддержать их информационно, морально и материально. И пока они не появятся, сложно будет говорить о взрывном развитии наших отечественных брендов.