Whoosh: на этом самокате далеко не уедешь

Я не про сервис кишкеринга, по отзывам он не плох. Я про первое и единственное IPO в этом году в России. Вернее, про его провал.

В декабре Whoosh вышел на IPO (первичное размещение акций), и сразу собрал 2,4 млрд. рублей (планировали 10 млрд. рублей). Но уже буквально на следующий день что-то пошло не так, акции стремительно упали в цене (на 25%). Как результат – обманутые надежды 20 000 инвесторов. Казалось бы, что мне с этого? Я не инвестировал в сервис Whoosh и не раздавал советы по инвестициям. Но в общем для IPO и для бизнеса это плохо. Разочарование такого количества инвесторов бьет по бизнесу в целом.

Итак, что такое Whoosh, что происходило с сервисом и с кишкерингом в России в последнее время?

Whoosh – это крупнейший сервис кикшеринга, краткосрочной аренды электросамокатов. В него входит парк самокатов, мощности по их сборке и сервисному обслуживанию и ИТ сопровождение. Если раньше на самокатах катались в основном дети, то сейчас их прокат — это серьезный бизнес, приносящий миллиарды рублей, особенно в мегаполисах. Клиенты – это не только те, кто хочет сократить путь от метро до магазина, но и b2b, в основном сервисы по доставке еды.

Рынок кишкеринга в России в прошлом году вырос на 200% и составил 12 млрд. рублей, при этом 80% приходится на двух крупных игроков: Whoosh и Urent. Прогнозы на 2024 год – увеличение выручки до 40 млрд. рублей и пользовательской базы до 45 миллионов человек (фактически треть населения России). То есть в общем у отрасли перспективы есть, и хорошие перспективы. Но вернемся к Whoosh, собственно, а откуда деньги?

Известные факты:

  • 2020 годы – финансирование от банка «Открытие» и МСП- Банка в размере 1 млрд. рублей,
  • 2021 год – около двух млрд. рублей от закрытого фонда под управлением «ВТБ – капитал». С учетом последних событий (ВТБ купил «Открытие» за 360 млрд. рублей), крупнейшим инвестором сервиса с 1 января станет именно ВТБ.
  • июнь 2022 года – выпущено облигаций и привлечено через них 3,5 млрд. рублей.

А еще в июне Whoosh очень удачно продал свой бизнес в Прибалтике, 5000 самокатов (сумма сделки не разглашается, но эксперты говорят о 10 млн. евро) ССЫЛКА на ТГ.

  • декабрь 2022 года – 2,4 млрд. рублей на IPO.

Считаем: всего привлечено плюс-минус 9 млрд. рублей при общем рынке в 12 млрд. Странно?

А что с прибылью, долгами и дивидендами у Whoosh?

При серьезной долговой нагрузке компания регулярно выплачивает дивиденды, и в прошлом году было выплачено около 1 млрд. рублей. Серьезная цифра, тем более что размер прибыли компании не позволяет ей расти, и уж тем более выходить на новые рынки. Именно поэтому они постоянно занимают деньги, и скорее всего именно поэтому они решили выйти на IPO в этот не простой год.

Прогнозы по чистой прибыли на 2023 год у Whoosh – 1,640 млрд. рублей. То есть картинка красивая – такой стартап, с миллиардными оборотами и на растущем новом рынке. Конкуренция тоже не особо пугает, только один сопоставимый игрок – Urent (правда, с более, чем серьезными инвесторами – Сбер и АФК «Система»). Дивиденды выплачивают. И вот почему бы не купить их акции?

Но есть другая сторона медали и относительно рынка и относительно самой компании.

По рынку – крупные города почти заполнены самокатами, экспансия в регионы, это очевидное снижение маржинальности. И даже несмотря на оптимистичные прогнозы увеличения объема рынка до 40 млрд. рублей к 2024 году, закредитованность в 9 млрд. уже сейчас, это несоизмеримо. Выход на зарубежные рынки сейчас тоже выглядит сомнительно.

По компании – большая закредитованность, и по оценкам экспертов, инвестор может рассчитывать на 2-5 % годовых (присмотримся к вкладам и депозитам) Анализируя все плюсы и минусы, для меня становится понятным, почему «самокат не поехал» и почему акции Whoosh обрушились в последующие дни после IPO. Очевидно, не только для меня. И кстати до сих пор не восстановились в цене (и вряд ли это произойдет).

Да и сумма привлеченных денег по минимуму на размещении акций, странным образом почти совпадает с суммой привлеченных компанией средств (изначально планировалось продать акций на 10 млрд. рублей). Как было сказано выше, привлечено (за счет кредитов, инвестиции и облигационных займов) около 9 млрд. рублей.

Такая вот арифметика. И если все пошло по плану, то можно было бы заместить привлеченные ранее средства на вырученные от первичного размещения. Но не случилось. Теперь 20 000 новых акционеров ждут получения дивидендов, а компания своих проблем не решила. Вернее, решила, но только частично.