
NFT как идентификатор бренда
Многие новые, модные и не совсем понятные для широких масс истории, сначала привлекают спекулянтов. А потом или «уходят в никуда», или получают новое развитие.
Думаю, что NFT это как раз в-долгую.
Для начала, если вдруг кто не знает, что же это такое? NFT расшифровывается как Non-fungible token, невзаимозаменяемый токен. Если просто — это уникальный набор зашифрованных данных, который лежит в какой-то таблице, то есть уникальный предмет, выраженный в цифре.
Обладателем такого предмета является тот, кто его купил, навсегда (если не задумает перепродать), и это придает пикантности.
С помощью криптографии можно взять любой набор данных (например, картину, музыку, фильм или что-то ещё) и сделать на его основе уникальный токен. И да, это актив, который можно продавать и менять. Эта история началась недавно и сразу хайп, взрыв. За миллионы долларов продают какие-то бестолковые «коллекции котят», сжигают картину Бэнкси и из этого тоже делают NFT и выставляют на продажу. Несколько цифр - в марте аукционный дом Sotheby’s продал цифровой коллаж художника Beeple в виде NFT за $69 млн. В том же месяце основатель Twitter Джек Дорси продал свой первый твит в формате NFT за $2.9 млн. Полученные средства он пожертвовал на благотворительность.
Впрочем, когда-то первая волна спадает. После безумного хайпа и миллионных выручек началось падение рынка, и уже в мае этого года стали говорить об NFT как об очередном «мыльном пузыре», хотя многие не совсем понимают, что вообще это такое.
Спекуляция это не плохо. На спекуляции построены и продажи реальных шедевров. Кто бы купил «Черный квадрат» Казимира Малевича за более, чем 85 миллионов долларов, если бы не объяснили, что он «сделан без капли черной краски» и это идеальная математическая модель. Это маркетинг, а значит спекуляция. Ранее «Черный квадрат» выставлялся в галерее Ван Гога в Амстердаме, и, я думаю, мало кто увидел в нем что-то выдающееся. NFT так же, как и классика, дает людям возможность почувствовать себя уникальными, единственными обладателями, чего- либо значимого. А это тщеславие, и это хорошо продается. Но не навсегда.
Но можно пойти дальше. И тут нужно задуматься пиарщикам и маркетологам – NFT может стать хорошим инструментов в продвижении бренда, и да, идентификатором бренда.
Кто-то когда-то думал о том, что сувенирка (часть любого более-менее достойного бендбука) может стать мерчем и продаваться за деньги, при этом принося пиар-профиты Бренду?
Кто каких-то сто лет назад думал, что сувенирная продукция вообще часть бренда?
Так и сейчас про NFT думают только, как про способ заработать денег здесь и сейчас, реальных денег. Но подумайте, забрендированное (прямо или косвенно) NFT не только может стать неотъемлемой частью бренда, это может быстро и сильно увеличить капитализацию бренда. И это большая мотивация, чтобы к бренду присоединилась молодежь.
Кто назначает цены за NFT? Да по сути, вы сами, и для пиарщиков не важно, продано это или нет. Для них важна «оценка» бренда, которая состоялась в тот момент, когда цена названа, и когда ее услышало максимальное количество людей.
А это сделать легко, потому что тема до сих пор в тренде. Кстати, есть один пример: в Якутии сделали цифровых оленей, покупая которых, вы становитесь не только обладателем уникальной картинки в цифре, но и попечителем реального оленя. Это прекрасный пример применения NFT в других, отличных от спекулятивных, моментах, в частности в социальном маркетинге.
Есть, конечно, вопросы с правовым регулированием, не все там просто. Но уже сейчас есть информация, что судьи получат возможность в случае кражи NFT заблокировать учетную запись того, кто в настоящее время владеет NFT. То есть неправомерного собственника. Но эта тема – предмет отдельного материала.